"Да" в смысле "Нет"

Как известно, встречают по одежке… Поэтому накануне Нового года захотелось поговорить о профессии дизайнера-модельера.
Тем более что мода — это территория, где встречаются на равных высокое искусство и массовая индустрия.
Сегодня российская мода переживает настоящий бум. Только за 2007 год осуществлены десятки модных проектов. Однако патриархом, первопроходцем остается Фонд «Русский силуэт». Вот уже который год он задает тон в модном российском пространстве. И это тон спокойного профессионального разговора с молодыми, талантливыми, ищущими кутюрье. Победа на «Русском силуэте» действительно дает путевку в профессиональную жизнь. Или точнее — билет… Лауреаты получают возможность стажировки в самых известных, именитых Домах моды по всему миру. Кирилл Гасилин, сегодня знаменитый дизайнер одежды, с любовью вспоминает первые шаги: «Учиться ремеслу я начал в мастерской знаменитого историка моды Александра Васильева, реставрировал туалеты из его богатой коллекции. В старинных платьях, как в картинах великих мастеров, звучит прекрасная музыка прошлого. Мне повезло — стажировался в Париже у самого Доминика Сиро. Париж учит вкусу, как Санкт-Петербург элегантности. Сегодня делаю линию одежды для Боско Ди Чильеджи, для небольших, изящных бутиков моды в Москве и Санкт-Петербурге. Отталкиваюсь всегда от произведений искусства: живописи, кино, литературы. Образ великолепной Греты Гарбо или картина современной художницы могут одинаково подтолкнуть меня к созданию одного единственного платья или целой коллекции. Последняя, кстати, навеяна творчеством русской француженки Маши Поиндер и называется так же, как и ее картина: «Прекрасное сегодня». Настоящий мастер костюма должен уметь предугадывать будущее, помнить прошлое и чувствовать цвет. Ощущение цвета, объема, формы — это главное. В простом и глубоком черном цвете для меня существуют тысячи оттенков. Собственно, работа с оттенками и есть творчество. Открытый цвет настоящий художник обычно не жалует».

Как известно, встречают по одежке… Поэтому накануне Нового года захотелось поговорить о профессии дизайнера-модельера. Тем более что мода — эт
2000
о территория, где встречаются на равных высокое искусство и массовая индустрия.
Сегодня российская мода переживает настоящий бум. Только за 2007 год осуществлены десятки модных проектов. Однако патриархом, первопроходцем остается Фонд «Русский силуэт». Вот уже который год он задает тон в модном российском пространстве. И это тон спокойного профессионального разговора с молодыми, талантливыми, ищущими кутюрье. Победа на «Русском силуэте» действительно дает путевку в профессиональную жизнь. Или точнее — билет… Лауреаты получают возможность стажировки в самых известных, именитых Домах моды по всему миру. Кирилл Гасилин, сегодня знаменитый дизайнер одежды, с любовью вспоминает первые шаги: «Учиться ремеслу я начал в мастерской знаменитого историка моды Александра Васильева, реставрировал туалеты из его богатой коллекции. В старинных платьях, как в картинах великих мастеров, звучит прекрасная музыка прошлого. Мне повезло — стажировался в Париже у самого Доминика Сиро. Париж учит вкусу, как Санкт-Петербург элегантности. Сегодня делаю линию одежды для Боско Ди Чильеджи, для небольших, изящных бутиков моды в Москве и Санкт-Петербурге. Отталкиваюсь всегда от произведений искусства: живописи, кино, литературы. Образ великолепной Греты Гарбо или картина современной художницы могут одинаково подтолкнуть меня к созданию одного единственного платья или целой коллекции. Последняя, кстати, навеяна творчеством русской француженки Маши Поиндер и называется так же, как и ее картина: «Прекрасное сегодня». Настоящий мастер костюма должен уметь предугадывать будущее, помнить прошлое и чувствовать цвет. Ощущение цвета, объема, формы — это главное. В простом и глубоком черном цвете для меня существуют тысячи оттенков. Собственно, работа с оттенками и есть творчество. Открытый цвет настоящий художник обычно не жалует».

Кирилл Гасилин в профессии уже много лет. А каковы перспективы у юных кутюрье сегодня?

Андрей РЕПИН (26 лет, модельер-дизайнер, победитель конкурса «Русский силуэт»-2007):

— В этом году я закончил факультет «Моды и дизайна» Московского государственного университета сервиса. Сколько себя помню, всегда рисовал… Постепенно начал конструировать одежду. В «Русском силуэте» принимал участие три раза, это вполне реально для студента, так как мы с первого курса начинаем готовить себя к профессиональным показам. «Русский силуэт» — конкурс честный, авторитетный и абсолютно бесплатный. Повезло, получил приз — стажировку в Лондоне, в институте Марангони. Девять месяцев в центре мировой моды без поддержки Фонда «Русский силуэт» для молодого дизайнера были бы просто невозможны!»

Татьяна КОМАРОВА (23 года, модельер-дизайнер, призер конкурса «Русский силуэт»-2007):

— Я окончила Московский технологический колледж № 14, уже в девятом классе поняла, что хочу быть дизайнером одежды. В «Русском силуэте» принимала участие второй раз. Теперь у меня несколько предложений, одно из которых чрезвычайно заманчиво, — знаменитая фирма «Escada» готова дать мне уроки, так сказать, кройки и шитья. Без таких конкурсов, как «Русский силуэт», заявить о себе в профессии было бы совершенно невозможно. Есть еще интересные отечественные смотры, скажем, конкурс Елены Усановой «Путевка в жизнь». Для дизайнера самое главное — участие в показах и выставках, возможность общаться с модным сообществом всего мира. Мода — пространство открытое».

На вопрос, имеет ли смысл молодым дизайнерам оставаться в Европе, оба однозначно отвечают: «Нет!» Модное пространство давно поделено, и для русских без имени на европейском подиуме делать сегодня нечего. А работать рядовыми дизайнерами в именитых Домах моды всю свою профессиональную жизнь — значит поставить на себе крест. В России же модный бизнес переживает расцвет, и пока есть реальная возможность вписаться в контекст. Что касается мечты, то она у всех дизайнеров-модельеров одна — свой собственный бренд и, как вершина карьеры, бутик. Вот только кому удается осуществить мечту? Есть примеры безусловного успеха. Скажем, победитель «Русского силуэта» Александр Терехов — сегодня известный мастер и владелец своего магазина на Большой Никитской. Евгения Островская и Султана Французова, выросшие из «Русского силуэта», — два самых известных молодежных бренда в России. Подняться на вершину модного Олимпа удается тем, кто этого действительно хочет, считают начинающие кутюрье. «Профессия модельера востребована как никогда, — рассказывает заместитель директора Национального института моды Максим Смирнов. — Уже больше десяти лет мы обучаем этой специальности в стенах нашего вуза. Факультет платный и небольшой, набираем 10 — 15 человек, программа соответствует любому дизайнерскому курсу: рисунок, живопись, композиция… Почти все наши выпускники работают по специальности, иногда меняют профиль, но не резко. Кто-то предпочитает должность иллюстратора в модном журнале. Остальных навсегда зачаровывает подиум».

Подиум зачаровывает и зрителей, после показа веришь в чудо преображения, очень важное, кстати, в нашу эпоху, когда имидж становится важнее сути. Главная героиня «Золушки» по нынешним временам не бедная сиротка, а фея — создательница имиджа принцессы. У каждого же современного чуда есть автор…

— Коллекция, которую я демонстрировал на подиуме «Русского силуэта», — рассказывает Андрей Репин, — называлась «Улица 69″. Меня вдохновил футуризм 60-х. Сдержанная трапеция, скульптурность силуэта, идущая не от эскиза, а от конструкции, задает тон всему костюму, меняет пропорции. Форма и объем становятся главными в крое. Вещи приобретают полифункциональный характер: платья выступают своеобразными подкладками плащей, трикотаж нашивается на поролоновую основу, что усиливает эффект многослойности. Мода движется к минимализму, уходит излишний декор, остается форма. Сказать, что я предпочитаю исключительно конструктивизм, было бы неправильно, есть в моих моделях что-то и от эпохи рококо, от Антуана Ватто. Я охотно работаю с драпировкой. Фаворит сезона — серый, металлический цвет, все оттенки серебра. Приятно работать с шерстью и шелком: шерсть создает форму, шелк удерживает линию. Работать пока приходится с материалами недорогими, ведь коллекцию мы отшиваем за свой счет. Но уже сейчас очевидно: даже эти вполне простые и доступные по цене материалы удивительно пластичны и очень симпатичны на моделях».

Татьяна Комарова работает на контрасте черно-белого. Ее коллекция так и называется «Да» в смысле «Нет». Дихотомия цвета прочитывается в каждой модели, простота форм и полемика с тяжелым «русским стилем» очевидны. Она — поклонник японского деконструктивизма, и ее вдохновляет новый минимализм.

Время великих кутюрье прошло, считает Александр Васильев. Да и людей, способных платить до сотни тысяч евро за шедевр от кутюр, в мире немного. Упрощение моды — глобальная тенденция, она связывает производителей готового платья с сетью бутиков по всему миру, расстояние от подиума до потребителя сокращается. И молодые дизайнеры считают подобную динамику позитивной. По мнению Татьяны и Андрея, мода — это прежде всего собственный стиль, узнаваемость художественного почерка, свобода и умение цитировать, то есть разговаривать на равных с классиками, обращаясь к прошлому за советом и помощью. В современной женской моде, считает Кирилл Гасилин, сказать новое слово почти невозможно. Но даже там, где почти все уже сказано, бывают настоящие откровения…

-Война — это серия катастроф, ведущих к победе. (Жорж Клемансо)